Бучило философия. Философия (Бучило Н.Ф.). Понятие духа, материи и сознания; пространства и времени, движения

Философия - Учебное пособие - Бучило Н.Ф. , Чумаков А.Н. - 2001

Учебник охватывает широкий круг наиболее важных философских тем, предусмотренных государственными образовательными программами. Его основная цель - познакомить изучающих философию и широкий круг читателей с современной философской проблематикой, показать различные подходы к решению тех или иных вопросов этой дисциплины. Книга поможет на основе знания историко-философского материала выработать собственную философскую позицию, умение самостоятельно судить и разбираться в сложных жизненно важных вопросах.
Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, учителей и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии.

Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.
Философия: Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2001.-447 с.
ISBN 5-9292-0027-0
Б 94

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Философия - Учебное пособие - Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. - 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Глава 1. Философия: ее предмет и роль в обществе
Философия в первом приближении - Что такое философия? - Предфилософия
Основные этапы становления философии
Суть вопроса. - Предыстория. - Человек и его мировоззрение
Первые исторические формы мировоззрения
Мифология. - Религия. - Исторические формы религиозных верований
Философия как форма мировоззрения
Появление философии. - Суть философского знания. - Предмет философии. - Структура философского знания. - Новые области философского знания. - Метафизика
Об «основном вопросе философии» - Материалисты и идеалисты. - О вреде чрезмерной схематизации. - О пользе сомнения в философии
Основные функции философии
Мировоззренческая. - Гносеологическая. - Методологическая. - Интегративная. - Культурологическая. - Аксиологическая. - Этическая
Место и роль философии в обществе
Философия и наука.
Что есть наука? - Почему философия не наука? - Философия - «мать» всех наук. - Наука обогащает философию. - От «старых» к новым философским тайнам. - Наука как форма мировоззрения. - Этапы развития НТП.- Философия и наука в единстве и различии. - Общая схема мировоззрения
Философия в современном мире

Глава 2. Онтология (Учение о бытии )
§ 1. Философия о сущем
Понятие онтологии. - Категория «бытие». - Проблема бытия в истории философии. - Синтез философского и научного знаний
§2. Понятие бытия
Этимология понятия. - Диалектика бытия и небытия.- Бытие как точка отсчета. - Разнообразие форм бытия
§ 3. Неживая природа
Происхождение и эволюция Вселенной. - История Земли. - Появление и эволюция человека. - «Вторая природа»
§4. Живая природа
Происхождение жизни. - О возможности жизни во Вселенной. - Философский оптимизм в решении трудных задач. - Зависимость живого от неживого. - Характерные особенности живого. - Область распространения живого
§5. Бытие человека
Философия о душе. - Бытие индивидуальности. - Бессознательное. - Бытие индивидуального сознания. - Бытие общественного сознания
§6. Проблема субстанции в философии
Понятие субстанции. - Разновидности монизма. - Субстанция как предельное основание. - Материя. - Уровни организации материи
§7. Движение и развитие
Соотношение движения и покоя. -Типы движения.- Развитие. - Формы движения
§8. Пространство и время
Пространство и время в истории философии. - Различные подходы к пониманию пространства и времени. -Теория относительности. - Многомерность пространства.- Социальное пространство. - Социальное время
§9. Сознание
Природа сознания. - Отождествление сознания и души.- Развитие представлений о сознании. - Иррационализм. - Сознание как функция головного мозга. - Материалистическая концепция сознания. -Труд как условие появления сознания. - Язык и сознание. - Самосознание
§10. Многообразие и единство мира
Фундаментальные основы единства мира. - Аргументы науки

Глава 3. Гносеология (Учение о познании )
§ 1. Проблема объекта познания в философии
Объяснение. - Описание. - Понимание. - Рефлексия
§ 2. Субъект познания
Чувственное познание. - Рациональное познание. - Личностное знание
§ 3. Способы постижения реальности
Обыденное познание. - Миф. - Художественное познание. - Религия. - Философия
§ 4. Наука. Формы и методы научного познания
Основные формы теоретического знания. - Методы теоретического познания
§ 5. Знание и его формы
§ 6. Ценности и познание. Возможно ли объективное истинное знание?

Глава 4. Философия природы ()
§ 1. Понятие природы
Широкий смысл. - Узкое значение. - Специфический контекст
§ 2. Взаимодействие природы и общества
Предфилософский период. -Античная философия. - Средневековье и эпоха Возрождения. - Новое время и становление капитализма. - Реалии XX в. Экологический кризис
§ 3. Географическая среда
Параметры географической среды. - Общественное развитие и географическая среда. - Географические школы. - Концепции «естественных законов». - Географический детерминизм. - Социальный детерминизм. - Геополитика. - Современные формы географического детерминизма
§ 4. Социальная экология
История экологических катастроф. - Происхождение экологии. - Законы социальной экологии. - Философский контекст экологической проблемы
§ 5. Ноосфера
Человечество как геологическая сила. - Становление новой реальности. - В.И.Вернадский о ноосфере. -Человек и ноосфера. - Экологический императив

Глава 5. Философская антропология (Учение о человеке )
§ 1. Человек как философская проблема
Истоки интереса к человеку. - Что есть человек? - О происхождении человека. - Что можно утверждать достоверно? - Специфика философского понимания человека
§ 2. Место человека в истории философии
Человек в восточной философии. - Западная традиция
§ 3. Становление и развитие философской антропологии
Происхождение термина. - Интеграция знаний о человеке. - Единая наука о человеке. - Сущность философской антропологии
§4. Биосоциальная природа человека
Дуалистическая и монистическая концепции человека. - Биологизаторские концепции. - Социологизаторские концепции. - Сущность человека
§ 5. Смысл жизни и предназначение человека
Наедине с самим собой. - Быть или не быть? - Этапы ухода из жизни. - Предназначение человека

Глава 6. Праксиология
Понятие деятельности. - Атрибуты деятельности. - О роли деятельности в формировании и развитии человека. - Труд. - И фа. - Творчество: труд и игра - Регуляция деятельности человека

Глава 7. Социальная философия (Учение об обществе )
§ 1. Основные парадигмы социологической мысли
О. Конт. - Марксизм. - Г. Спенсер. - Э. Дюркгейм.- М. Вебер. - П.А. Сорокин. - Теория факторов
§ 2. Понятие общества. Основные подсистемы общества. Гипотезы возникновения общества
Попытка научного описания происхождения общества. - Общественное производство. - Экономическая подсистема. - Собственность. - Духовное производство. - Духовная подсистема. - Отрасли духовного производства. Наука. - Информация и коммуникация. - Воспитание и образование. - Структура общественного сознания. - Общественная психология. - Идеология. - Состояния общественного сознания. - Социальная подсистема. - Социальные общности и группы. - Этнические общности. - Сословия и классы. - Институты. - Территориальные группы. - Политическая подсистема общества
§ 3. Проблема оснований общественной жизни. Понятие цивилизации
Цивилизация.- Типы цивилизаций
§ 4. Культура, ее строение и социальные функции
Структура культуры. - Культурные универсалии. - Внутреннее строение культуры. - Культурная деятельность. - Культурная предметность. - Культурная коммуникация. - Функции культуры
§ 5. Необходимость и свобода в историческом процессе
Историческая необходимость. - Субъект истории. - Свобода

Глава 8. Аксиология (Учение о ценностях ).
§ 1. Понятие ценности
Мир значимостей и мир ценностей
§2. Ценности и оценка
Предмет оценки. - Субъект оценивания. - Основание оценки
§3. Виды ценностей
Предметные ценности. -Духовные ценности. - Личностные и групповые ценности. - Иерархия ценностей

Глава 9. Философия и глобальные проблемы целостного мира (Философия глобалистики)
§ 1. Глобализация - новая тема философии
Появление глобальных проблем. - Ускорение общественного развития. - Современныетенденции мировых процессов.-Осознание глобальных тенденций.-Технооп-тимисты. - Технопессимисты. - Римский клуб
§ 2. Роль философии в решении глобальных проблем
Взаимосвязь науки и философии. - Особенности философского подхода
§ 3. Сущность глобальных проблем. Происхождение понятия
Проблемы различных уровней. - Критерии глобальности
§4. Принципы классификации
§ 5. Основные мировые проблемы
Демографическая проблема. - Проблема образования. - Здравоохранение. - Продовольственная проблема. - Неравномерность экономического развития. - Энергетические и сырьевые ресурсы. - Проблема войны и мира
§ 6. Общечеловеческие ориентиры
Кглобальному сознанию. - Консолидация международных сил. - Частные и общие интересы
§7. К обновленному гуманизму
Истоки кризиса. - К новой системе ценностей. - Общечеловеческие ценности. -Личность и общество

Заключение
Словарь философских терминов

2-е изд., перераб. и доп. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 447 с.

Учебник охватывает широкий круг наиболее важных философских тем, предусмотренных государственными образовательными программами. Его основная цель - познакомить изучающих философию и широкий круг читателей с современной философской проблематикой, показать различные подходы к решению тех или иных вопросов этой дисциплины. Книга поможет на основе знания историко-философского материала выработать собственную философскую позицию, умение самостоятельно судить и разбираться в сложных жизненно важных вопросах.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, учителей и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии.

Формат: pdf / zip

Размер: 3,31 Мб

/ Download файл

Содержание

Предисловие.............................................................................................. 3

Глава 1. Философия: ее предмет и роль в обществе ...................... 6

Философия в первом приближении............................................. 6

Что такое философия?...................................................................... 8

Предфилософия................................................................................. 9

Основные этапы становления философии.................................. 9

Суть вопроса. - Предыстория. - Человек и его ми­ровоззрение

Первые исторические формы мировоззрения......................... 13

Мифология. - Религия. - Исторические формы религи­озных верований

Философия как форма мировоззрения....................................... 21

Появление философии. - Суть философского знания. - Предмет философии. - Структура философского знания.

Новые области философского знания. - Метафизика

Об «основном вопросе философии»......................................... 30

Материалисты и идеалисты. - О вреде чрезмерной схе­матизации. - О пользе сомнения в философии

Основные функции философии................................................... 35

Мировоззренческая. - Гносеологическая. - Методоло­ гическая. - Интегративная. - Культурологическая. - Ак­сиологическая. - Этическая

Место и роль философии в обществе....................................... 40

Философия и наука........................................................................... 41

Что есть наука? - Почему философия не наука? - Фило­ софия - «мать» всех наук. - Наука обогащает филосо­фию. - От «старых» к новым философским тайнам. - На­ ука как форма мировоззрения. - Этапы развития НТП.

Философия и наука в единстве и различии. - Общая
схема мировоззрения

Философия в современном мире................................................ 52

Глава 2. Онтология (Учение о бытии) ............................................. 56

§ 1. Философия о сущем................................................................ 58

§2. Понятие бытия........................................................................... 65

Этимология понятия. - Диалектика бытия и небытия.

Бытие как точка отсчета. - Разнообразие форм бытия

§ 3. Неживая природа...................................................................... 71

Происхождение и эволюция Вселенной. - История Земли. - Появление и эволюция человека. - «Вто­рая природа»

§4. Живая природа........................................................................... 74

Происхождение жизни. - О возможности жизни во Все­ ленной. - Философский оптимизм в решении трудных задач. - Зависимость живого от неживого. - Характер­ные особенности живого. - Область распространения живого

§5. Бытие человека........................................................................... 79

Философия о душе. - Бытие индивидуальности. - Бес­ сознательное. - Бытие индивидуального сознания. - Бы­ тие общественного сознания

§6. Проблема субстанции в философии.................................... 86

Понятие субстанции. - Разновидности монизма. - Суб­ станция как предельное основание. - Материя. - Уров­ ни организации материи

§7. Движение и развитие................................................................ 92

Соотношение движения и покоя. -Типы движения.- Развитие. - Формы движения

§8. Пространство и время............................................ 96

Пространство и время в истории философии. - Различ­ ные подходы к пониманию пространства и времени. -Те­ ория относительности. - Многомерность пространства.

Социальное пространство. - Социальное время

§9. Сознание.................................................................................... 103

Природа сознания. - Отождествление сознания и души.

Развитие представлений о сознании. - Иррациона­
лизм. - Сознание как функция головного мозга. - Ма­
териалистическая концепция сознания. -Труд как усло­
вие появления сознания. - Язык и сознание. - Са­мосознание

§ 10. Многообразие и единство мира...................................... 116

Фундаментальные основы единства мира. - Аргумен­ты науки

Глава 3. Гносеология (Учение о познании) ................................. 122

§ 1. Проблема объекта познания в философии.................... 123

Объяснение. - Описание. - Понимание. - Рефлексия

§ 2. Субъект познания.................................................................. 130

Чувственное познание. - Рациональное познание. - Личностное знание

§ 3. Способы постижения реальности.......................... .".......... 142

Обыденное познание. - Миф. - Художественное позна­ние. - Религия. - Философия

§ 4. Наука. Формы и методы научного познания.................. 149

Основные формы теоретического знания. - Методы тео­ретического познания

§5. Знание и его формы................................................................ 165

§ 6. Ценности и познание. Возможно ли объективное
истинное знание?........................................................................... 170

Глава 4. Философия природы

(Взаимодействие природы и общества) ......................................... 179

§ 1. Понятие природы.................................................................... 179

Широкий смысл. - Узкое значение. - Специфический контекст

§ 2. Взаимодействие природы и общества............................... 182

Предфилософский период. -Античная философия. - Средневековье и эпоха Возрождения. - Новое время и становление капитализма. - Реалии XX в. Эколо­гический кризис

§ 3. Географическая среда........................................................... 190

Параметры географической среды. - Общественное раз­витие и географическая среда. - Географические школы. - Концепции «естественных законов». - Географический детерминизм. - Социальный детерминизм. - Геополи­тика. - Современные формы географического детерми­ низма

§ 4. Социальная экология............................................................. 201

История экологических катастроф. - Происхождение экологии. - Законы социальной экологии. - Философс­кий контекст экологической проблемы

§ 5. Ноосфера................................................................................ 207

Человечество как геологическая сила. - Становление новой реальности. - В.И.Вернадский о ноосфере. -Че­ ловек и ноосфера. - Экологический императив

Глава 5. Философская антропология (Учение о человеке)...214

§ 1. Человек как философская проблема............................... 214

Истоки интереса к человеку. - Что есть человек? - О происхождении человека. - Что можно утверждать достоверно? - Специфика философского понимания человека

§ 2. Место человека в истории философии............................. 223

Человек в восточной философии. - Западная тра­диция

§ 3. Становление и "развитие философской

Антропологии.................................................................................. 231

Происхождение термина. - Интеграция знаний о чело­ веке. - Единая наука о человеке. - Сущность фило­ софской антропологии

§4. Биосоциальная природа человека...................................... 237

Дуалистическая и монистическая концепции человека. - Биологизаторские концепции. - Социологизаторские концепции. - Сущность человека

§ 5. Смысл жизни и предназначение человека....................... 245

Наедине с самим собой. - Быть или не быть? - Этапы ухода из жизни. - Предназначение человека

Глава 6. Праксиология .................................................................... 251

Понятие деятельности. - Атрибуты деятельности. - О роли деятельности в формировании и развитии че­ловека. - Труд. - И фа. - Творчество: труд и игра - Регуляция деятельности человека

Глава 7. Социальная философия (Учение об обществе) ........ 291

§ 1. Основные парадигмы социологической

Мысли............................................................................................. 292

О. Конт. - Марксизм. - Г. Спенсер. - Э. Дюркгейм.

М. Вебер. - П.А. Сорокин. - Теория факторов

§ 2. Понятие общества. Основные подсистемы

общества. Гипотезы возникновения общества...................... 299

Попытка научного описания происхождения обще­ства. - Общественное производство. - Экономичес­кая подсистема. - Собственность. - Духовное про-

изводство. - Духовная подсистема. - Отрасли духов­ного производства. Наука. - Информация и комму­никация. - Воспитание и образование. - Структура общественного сознания. - Общественная психоло­гия. - Идеология. - Состояния общественного со­знания. - Социальная подсистема. - Социальные общности и группы. - Этнические общности. - Со­словия и классы. - Институты. - Территориальные группы. - Политическая подсистема общества

§ 3. Проблема оснований общественной жизни.

Понятие цивилизации................................................ 324

Цивилизация.- Типы цивилизаций

§ 4. Культура, ее строение и социальные функции... 335

Структура культуры. - Культурные универсалии. - Внут­реннее строение культуры. - Культурная деятельность. - Культурная предметность. - Культурная коммуникация. - Функции культуры

§ 5. Необходимость и свобода

в историческом процессе........................................ 354

Историческая необходимость. - Субъект истории. -

Свобода

Глава 8. Аксиология (Учение о ценностях) .................... 365

§ 1. Понятие ценности............................................. 365

Мир значимостей и мир ценностей

§2. Ценности и оценка.............................................. 372

Предмет оценки. - Субъект оценивания. - Основание оценки

§3. Виды ценностей.................................................. 379

Предметные ценности. -Духовные ценности. - Лично­стные и групповые ценности. - Иерархия ценностей

Глава 9. Философия и глобальные проблемы

целостного мира (Философия глобалистики) .................. 391

§ 1. Глобализация -новая тема философии............. 391

Появление глобальных проблем. - Ускорение обществен­ного развития. - Современныетенденции мировых про­цессов.-Осознание глобальных тенденций.-Технооп- тимисты . - Технопессимисты. - Римский клуб

§ 2. Роль философии в решении глобальных

Проблем................................................................... 402

Взаимосвязь науки и философии. - Особенности фи­лософского подхода

§ 3. Сущность глобальных проблем.

Происхождение понятия.......................................... 406

Проблемы различных уровней. - Критерии глобаль­ности

§4. Принципы классификации.................................... 410

§ 5. Основные мировые проблемы........................... 412

Демографическая проблема. - Проблема образования. - Здравоохранение. - Продовольственная проблема. - Не­равномерность экономического развития. - Энергетичес­кие и сырьевые ресурсы. - Проблема войны и мира

§ 6. Общечеловеческие ориентиры.......................... 423

Кглобальному сознанию. - Консолидация международ­ных сил. - Частные и общие интересы

§7. К обновленному гуманизму................................ 429

Истоки кризиса. - К новой системе ценностей. - Обще­человеческие ценности. -Личность и общество

Заключение ................................................................... 436

Словарь философских терминов.................................... 438

2-е изд., перераб. и доп. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 447 с.

Учебник охватывает широкий круг наиболее важных философских тем, предусмотренных государственными образовательными программами. Его основная цель - познакомить изучающих философию и широкий круг читателей с современной философской проблематикой, показать различные подходы к решению тех или иных вопросов этой дисциплины. Книга поможет на основе знания историко-философского материала выработать собственную философскую позицию, умение самостоятельно судить и разбираться в сложных жизненно важных вопросах.

Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, учителей и учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, широкого круга читателей, интересующихся проблемами философии.

Формат: pdf / zip

Размер: 3,31 Мб

/ Download файл

Содержание

Предисловие.............................................................................................. 3

Глава 1. Философия: ее предмет и роль в обществе ...................... 6

Философия в первом приближении............................................. 6

Что такое философия?...................................................................... 8

Предфилософия................................................................................. 9

Основные этапы становления философии.................................. 9

Суть вопроса. - Предыстория. - Человек и его ми­ровоззрение

Первые исторические формы мировоззрения......................... 13

Мифология. - Религия. - Исторические формы религи­озных верований

Философия как форма мировоззрения....................................... 21

Появление философии. - Суть философского знания. - Предмет философии. - Структура философского знания.

Новые области философского знания. - Метафизика

Об «основном вопросе философии»......................................... 30

Материалисты и идеалисты. - О вреде чрезмерной схе­матизации. - О пользе сомнения в философии

Основные функции философии................................................... 35

Мировоззренческая. - Гносеологическая. - Методоло­ гическая. - Интегративная. - Культурологическая. - Ак­сиологическая. - Этическая

Место и роль философии в обществе....................................... 40

Философия и наука........................................................................... 41

Что есть наука? - Почему философия не наука? - Фило­ софия - «мать» всех наук. - Наука обогащает филосо­фию. - От «старых» к новым философским тайнам. - На­ ука как форма мировоззрения. - Этапы развития НТП.

Философия и наука в единстве и различии. - Общая
схема мировоззрения

Философия в современном мире................................................ 52

Глава 2. Онтология (Учение о бытии) ............................................. 56

§ 1. Философия о сущем................................................................ 58

§2. Понятие бытия........................................................................... 65

Этимология понятия. - Диалектика бытия и небытия.

Бытие как точка отсчета. - Разнообразие форм бытия

§ 3. Неживая природа...................................................................... 71

Происхождение и эволюция Вселенной. - История Земли. - Появление и эволюция человека. - «Вто­рая природа»

§4. Живая природа........................................................................... 74

Происхождение жизни. - О возможности жизни во Все­ ленной. - Философский оптимизм в решении трудных задач. - Зависимость живого от неживого. - Характер­ные особенности живого. - Область распространения живого

§5. Бытие человека........................................................................... 79

Философия о душе. - Бытие индивидуальности. - Бес­ сознательное. - Бытие индивидуального сознания. - Бы­ тие общественного сознания

§6. Проблема субстанции в философии.................................... 86

Понятие субстанции. - Разновидности монизма. - Суб­ станция как предельное основание. - Материя. - Уров­ ни организации материи

§7. Движение и развитие................................................................ 92

Соотношение движения и покоя. -Типы движения.- Развитие. - Формы движения

§8. Пространство и время............................................ 96

Пространство и время в истории философии. - Различ­ ные подходы к пониманию пространства и времени. -Те­ ория относительности. - Многомерность пространства.

Социальное пространство. - Социальное время

§9. Сознание.................................................................................... 103

Природа сознания. - Отождествление сознания и души.

Развитие представлений о сознании. - Иррациона­
лизм. - Сознание как функция головного мозга. - Ма­
териалистическая концепция сознания. -Труд как усло­
вие появления сознания. - Язык и сознание. - Са­мосознание

§ 10. Многообразие и единство мира...................................... 116

Фундаментальные основы единства мира. - Аргумен­ты науки

Глава 3. Гносеология (Учение о познании) ................................. 122

§ 1. Проблема объекта познания в философии.................... 123

Объяснение. - Описание. - Понимание. - Рефлексия

§ 2. Субъект познания.................................................................. 130

Чувственное познание. - Рациональное познание. - Личностное знание

§ 3. Способы постижения реальности.......................... .".......... 142

Обыденное познание. - Миф. - Художественное позна­ние. - Религия. - Философия

§ 4. Наука. Формы и методы научного познания.................. 149

Основные формы теоретического знания. - Методы тео­ретического познания

§5. Знание и его формы................................................................ 165

§ 6. Ценности и познание. Возможно ли объективное
истинное знание?........................................................................... 170

Глава 4. Философия природы

(Взаимодействие природы и общества) ......................................... 179

§ 1. Понятие природы.................................................................... 179

Широкий смысл. - Узкое значение. - Специфический контекст

§ 2. Взаимодействие природы и общества............................... 182

Предфилософский период. -Античная философия. - Средневековье и эпоха Возрождения. - Новое время и становление капитализма. - Реалии XX в. Эколо­гический кризис

§ 3. Географическая среда........................................................... 190

Параметры географической среды. - Общественное раз­витие и географическая среда. - Географические школы. - Концепции «естественных законов». - Географический детерминизм. - Социальный детерминизм. - Геополи­тика. - Современные формы географического детерми­ низма

§ 4. Социальная экология............................................................. 201

История экологических катастроф. - Происхождение экологии. - Законы социальной экологии. - Философс­кий контекст экологической проблемы

§ 5. Ноосфера................................................................................ 207

Человечество как геологическая сила. - Становление новой реальности. - В.И.Вернадский о ноосфере. -Че­ ловек и ноосфера. - Экологический императив

Глава 5. Философская антропология (Учение о человеке)...214

§ 1. Человек как философская проблема............................... 214

Истоки интереса к человеку. - Что есть человек? - О происхождении человека. - Что можно утверждать достоверно? - Специфика философского понимания человека

§ 2. Место человека в истории философии............................. 223

Человек в восточной философии. - Западная тра­диция

§ 3. Становление и "развитие философской

Антропологии.................................................................................. 231

Происхождение термина. - Интеграция знаний о чело­ веке. - Единая наука о человеке. - Сущность фило­ софской антропологии

§4. Биосоциальная природа человека...................................... 237

Дуалистическая и монистическая концепции человека. - Биологизаторские концепции. - Социологизаторские концепции. - Сущность человека

§ 5. Смысл жизни и предназначение человека....................... 245

Наедине с самим собой. - Быть или не быть? - Этапы ухода из жизни. - Предназначение человека

Глава 6. Праксиология .................................................................... 251

Понятие деятельности. - Атрибуты деятельности. - О роли деятельности в формировании и развитии че­ловека. - Труд. - И фа. - Творчество: труд и игра - Регуляция деятельности человека

Глава 7. Социальная философия (Учение об обществе) ........ 291

§ 1. Основные парадигмы социологической

Мысли............................................................................................. 292

О. Конт. - Марксизм. - Г. Спенсер. - Э. Дюркгейм.

М. Вебер. - П.А. Сорокин. - Теория факторов

§ 2. Понятие общества. Основные подсистемы

общества. Гипотезы возникновения общества...................... 299

Попытка научного описания происхождения обще­ства. - Общественное производство. - Экономичес­кая подсистема. - Собственность. - Духовное про-

изводство. - Духовная подсистема. - Отрасли духов­ного производства. Наука. - Информация и комму­никация. - Воспитание и образование. - Структура общественного сознания. - Общественная психоло­гия. - Идеология. - Состояния общественного со­знания. - Социальная подсистема. - Социальные общности и группы. - Этнические общности. - Со­словия и классы. - Институты. - Территориальные группы. - Политическая подсистема общества

§ 3. Проблема оснований общественной жизни.

Понятие цивилизации................................................ 324

Цивилизация.- Типы цивилизаций

§ 4. Культура, ее строение и социальные функции... 335

Структура культуры. - Культурные универсалии. - Внут­реннее строение культуры. - Культурная деятельность. - Культурная предметность. - Культурная коммуникация. - Функции культуры

§ 5. Необходимость и свобода

в историческом процессе........................................ 354

Историческая необходимость. - Субъект истории. -

Свобода

Глава 8. Аксиология (Учение о ценностях) .................... 365

§ 1. Понятие ценности............................................. 365

Мир значимостей и мир ценностей

§2. Ценности и оценка.............................................. 372

Предмет оценки. - Субъект оценивания. - Основание оценки

§3. Виды ценностей.................................................. 379

Предметные ценности. -Духовные ценности. - Лично­стные и групповые ценности. - Иерархия ценностей

Глава 9. Философия и глобальные проблемы

целостного мира (Философия глобалистики) .................. 391

§ 1. Глобализация -новая тема философии............. 391

Появление глобальных проблем. - Ускорение обществен­ного развития. - Современныетенденции мировых про­цессов.-Осознание глобальных тенденций.-Технооп- тимисты . - Технопессимисты. - Римский клуб

§ 2. Роль философии в решении глобальных

Проблем................................................................... 402

Взаимосвязь науки и философии. - Особенности фи­лософского подхода

§ 3. Сущность глобальных проблем.

Происхождение понятия.......................................... 406

Проблемы различных уровней. - Критерии глобаль­ности

§4. Принципы классификации.................................... 410

§ 5. Основные мировые проблемы........................... 412

Демографическая проблема. - Проблема образования. - Здравоохранение. - Продовольственная проблема. - Не­равномерность экономического развития. - Энергетичес­кие и сырьевые ресурсы. - Проблема войны и мира

§ 6. Общечеловеческие ориентиры.......................... 423

Кглобальному сознанию. - Консолидация международ­ных сил. - Частные и общие интересы

§7. К обновленному гуманизму................................ 429

Истоки кризиса. - К новой системе ценностей. - Обще­человеческие ценности. -Личность и общество

Заключение ................................................................... 436

Словарь философских терминов.................................... 438

Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков

Философия

Учебное пособие

* * *

Издание 2-е, переработанное и дополненное


Рецензенты:

Г. А. Ключарев, доктор философских наук, профессор

Ю. М. Павлов, доктор философских наук, профессор

А. В. Кацура, кандидат философских наук


© Н. Ф. Бучило, 2001

© А. Н. Чумаков, 2001

© «ПЕР СЭ», оригинал-макет, оформление, 2001

Предисловие

Настоящее издание, написанное в соответствии с государственными образовательными стандартами по философии для высшей школы, ставит своей основной задачей познакомить студентов, аспирантов, а также широкий круг читателей, интересующихся философией, с современной философской проблематикой и побудить их к выработке собственной философской позиции. Авторы стремились показать различные подходы к решению наиболее важных философских проблем и ставят задачей помочь обучающимся на основе знания историко-философского материала обрести умение самостоятельно мыслить и независимо судить о сложных и жизненно важных вещах, опираясь на достижения современной науки и философии.

Философские проблемы относятся к числу «вечных». Они ставились на протяжении всей истории этого предмета, и каждая точка зрения вносила в их понимание новые смысловые оттенки. Поэтому изучение философии предполагает не только освоение некоторых готовых результатов, но и прояснение того, как мыслители прошлого шли к их получению.

Что переживали люди в определенные периоды жизни, каков был их образ мыслей, верований и идеалов, какими знаниями располагали – все это находило отражение в философской проблематике, в самих типах философствования. Но смена философских подходов никогда не требовала отказа от достигнутого развития. Альтернативные концепции прошлого и настоящего, взаимно дополняя друг друга, обогащают духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал человечества. Поэтому и изучение философии неизбежно сопряжено с обращением к ее истории, к концепциям прошлого.

В то же время изучение философских тем предполагает знание соответствующих им понятий и категорий, которые представляют известную сложность. Авторы постарались дать краткое определение многих из них либо в тексте, либо в кратком словаре в конце книги. Однако освоить содержание философских понятий – условие необходимое, но недостаточное. Для того чтобы овладеть философской культурой, требуется научиться искусству оперировать ее категориями. А это, в свою очередь, обусловлено общей культурой человека, его начитанностью, знакомством с историей мировой культуры.

Философия всегда играла особую роль в становлении и формировании мировоззрения человека. Поэтому проблема бытия издревле была одной из важнейших. Было бы неоправданным считать, что это предельно широкое абстрактное понятие не имеет отношения к миру повседневности, к тревогам и заботам каждого из нас. В действительности проблема бытия – это в значительной степени вопрос о человеческом бытии, о смысле его жизни. Основная функция философии – ориентация человека в мире природы, общества. Каждый человек в определенные моменты своей жизни стоит перед необходимостью выбора и тем самым осуществляет свою свободу. Философия призвана помочь ему сделать правильный выбор. Чтобы решить эту задачу, философия обращается к миру ценностей, создает теории ценностей. Она дает масштаб для оценки явлений, устанавливает иерархию ценностей и способствует их переоценке в изменяющемся мире.

Еще одна фундаментальная проблема философии – пути развития цивилизации, направленность культурно-исторического процесса. Острота этой темы сегодня связана с опасностью глобального экологического кризиса, с сохранением вооруженных конфликтов на планете, с крушением тоталитарных идеологий, а также с процессами интеграции культур. Поиск альтернативных путей общественного развития – одна из важнейших задач философии.

Авторы пособия отдают себе отчет в сложности стоящей перед ними задачи и не претендуют на абсолютную правильность и безусловную истинность предлагаемых решений там, где они выражают собственную позицию. Излагая свои взгляды и представления по тем или иным вопросам, они стремились сопоставить их с другими точками зрения, памятуя о том, что в современной науке, накопившей огромный объем знаний, а тем более в философии, для учебного пособия следует отбирать наиболее устоявшийся, апробированный материал. Ведь даже ученый, философ в решении профессиональных задач обычно использует опыт и достижения других исследователей, придерживаясь, как правило, господствующих теорий. Это относится и к авторам настоящего пособия, которые, формулируя собственные представления по различным темам, опирались на авторитеты и широко известные положения, хотя и допускают, что не все из них, быть может, в конечном счете выдержат проверку временем. Главное же, к чему они стремились, – побудить изучающих философию задуматься над тем, что уже вошло в сокровищницу философской мысли, поразмышлять над тем, что и теперь остается актуальным и настоятельно требует своего решения и, преломив это через свое сознание, положить в основу собственного мировоззрения. Несомненно, что такая ориентированность сознания является неотъемлемой частью мировоззренческой позиции любого образованного человека, тем более окончившего высшее учебное заведение.

Главы 1, 2, 4, 5, 9 написаны доктором философских наук, профессором А. Н. Чумаковым, главы 3, 6, 7, 8 – доктором философских наук, профессором Н. Ф. Бучило.

В конце книги помещен Словарь философских терминов.

Глава 1. Философия: ее предмет и роль в обществе

Философия в первом приближении

Практически каждый человек, впервые приступающий к изучению философии, так или иначе уже что-то знает или хотя бы слышал о ней, поскольку даже в обыденной жизни люди часто сталкиваются с этим знаменитым, притягательно завораживающим понятием. Немало и тех, кто, благодаря школьной программе или же своей любознательности, успел познакомиться с учебниками и другой литературой по философии, а то и с произведениями великих философов, влияние которых оставило глубокий след в культурном наследии практически любого народа.