П бажов серебряное копытце цель. Конспект занятия по краеведению в средней группе «Путешествие в сказку Бажова «Серебряное копытце. Конспект урока литературного чтения

Открытое занятие по развитию речи «Путешествие по сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце».


Цель: Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки. Познакомить с биографией П. Бажова.
Предварительная работа: Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».
Оборудование: портрет Бажова, лист А3, заготовки деревьев, избушки, девочки, кошки и козлика; краски, кисточки.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)
-Из какой сказки к нам пришла это героиня? («Серебряное копытце»)
- Она сегодня у нас в гостях, только спряталась куда-то. Давайте ее найдем.
Даренка мне сказала, что злой волшебник украл у нее мешочек с драгоценными камнями, который ей подарил Серебряное копытце. И чтоб его найти нужно пройти испытания. Поможем Даренке найти мешочек?
Вы готовы? Тогда в путь!

1) 1- 2 - 3 – повернись, на родине писателя очутись! Вот мы с вами оказались на родине П.П. Бажова. (Рассказ о писателе для детей старшего дошкольного возраста) Бажов Павел Петрович – знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" - ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище - Колдунков.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места» (рассказ из личного опыта воспитателя). Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
2) 1- 2 - 3 – повернись, в стране викторины очутись!
Презентация-викторина по сказке «Серебряное копытце»
3) 1- 2 - 3 – повернись, в стране добрых поступков очутись! Вы заметили, ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказок друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка приютила Муренку; Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку; Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила; дедушка девочке сказки рассказывал и др.)
4) 1- 2 - 3 – повернись, на зарядке очутись!
Физкультминутка
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания - руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.

5 1- 2 - 3 – повернись, в стране трудных словечек очутись!
- Вам Даренка приготовила задание:
Дети делятся на группы, из чудесного мешочка тянут карточки с незнакомыми словами из текста сказки и объясняют их значения: Пожитки, балаган, пособник, ворочайся, душной, дивуются.
6) 1- 2 - 3 – повернись, в стране фантазий очутись!
«В этой сказке много загадочного, – говорит педагог. – Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».
«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? – спрашивает воспитатель. – О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».
7) 1- 2 - 3 – повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек с хризолитами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам: два шага от двери спальни, три шага налево, пять шагов направо и восемь шагов направо. (Дети находят мешочек с конфетами)
8)Рефлексия: А теперь на память о путешествии в сказку «Серебряное копытце» мы с вами создадим картину. (Создание коллективного творческого коллажа «Серебряное копытце»)

Презентация на тему: Бажов "Серебряное копытце"

Ольга Стефанова
Конспект занятия по сказу П. Бажова «Серебряное копытце» (старшая подгруппа)

Программное содержание.

1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой . Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.

2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.

Обогащение словаря : пожитки, балаган, душной.

3. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки .

Методические приёмы.

1. Какие рассказы вы знаете ?

2. Какие сказки вы знаете ?

3. Чем отличается рассказ от сказки ?

Ход о. о. д.

Воспитатель : сегодня я вас познакомлю с ещё одной сказкой Бажова «Серебряное копытце » , в которой рас-

сказывается о добром старике , который взял себе девочку-сироту с её любимой кошкой, о волшебном козле, которого прозвали серебряное копытце .

Словарная работа. (душной)

Воспитатель : Как у нас-то козёл

Что за умница был

Сам по воду ходил,

Сам и кашу варил

Деда с бабкой кормил…

Чтение сказки воспитателем .

Беседа по воспроизведению текста :

1. Расскажите, что увидел старик . (Кокованя в избе, где жила сиротка.)

2. Расскажите, как жили Кокованя, Дарёнка, Мурёнка. Как автор красиво рассказал об их житье-бытье . (жили-поживали добра наживали, а на житьё не плакались, у всякого дело было. Повторить это выражение 2-3 раза детям. А как красиво ответил Кокованя на вопрос Дарёнки- Ты как узнал, что меня Дарёнкой зовут (Не думал, не годал нечаянно попал)

3. Показ иллюстраций (козёл отбивает копытцем ) . Расскажите словами из сказки о козле (тот козёл особенный) . Если дети не ответят, зачитать.

4. Расскажите, как увидела Дарёнка козла-серебряное копытце .

5. Какой был старик (старый , добрый, трудолюбивый) . В чём проявлялась его доброта? А Дарёнка? В чём её доброта проявлялась?

6. В жизни может козёл отбивать золотые монеты?

7. Какой можно назвать эту сказку (волшебной)

Закончить сказку тем , что надо рассказать о том , что эта сказка называется-бытовой , волшебной, потому что она рассказывает о жизни старика Коковани , который летом печки промывал и золото добывал, а зимой охотился за козлами, Дарёнка в избе прибирала, похлёбку и кашу варила, а Мурёнка мышей ловила. Писатель Бажов в сказке рассказал о том , что в лесу есть козёл, который копытцем отбивал золотые монеты. В жизни таких козлов нет, поэтому автор, назвал ещё эту сказку волшебной .

Примечание :

К непонятным словам в тексте по ходу чтения прибавляем слова синонимы.

Пожитки-одежда

Балаган-избушка.

Пособник-помощник.

Ворочайся-возвращайся.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Серебряное копытце»

Программные задачи:
1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.
2. Учить отвечать на вопросы по тексту грамматически правильно.
Обогащение словаря: пожитки, балаган, душной.

3. Развивать творческое воображение, помогать логично и содержательно строить высказывания. Познакомить с биографией П. Бажова.
4. Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.

Предварительная работа: Чтение сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце» и беседа по ней. Просмотр мультфильма «Серебряное копытце».

Оборудование: портрет Бажова, лист А3, заготовки деревьев, избушки, девочки, кошки и козлика; краски, кисточки.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)
-Из какой сказки к нам пришла это героиня? («Серебряное копытце»)
- Она сегодня у нас в гостях, только спряталась куда-то. Давайте ее найдем.
Даренка мне сказала, что злой волшебник украл у нее мешочек с драгоценными камнями, который ей подарил Серебряное копытце. И чтоб его найти нужно пройти испытания. Поможем Даренке найти мешочек?
Вы готовы? Тогда в путь!
1) 1- 2 - 3 - повернись, на родине писателя очутись! Вот мы с вами оказались на родине П.П. Бажова. (Рассказ о писателе для детей старшего дошкольного возраста) Бажов Павел Петрович - знаменитый русский писатель уральских сказов. Наверно, не случайно, ведь его фамилия происходит от слова "бажить" — ворожить, колдовать. В детстве у него было прозвище — Колдунков.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Удивительно, какие бы фантастические сказы он ни писал, у него все профессии настоящие. Он прекрасно знал, что и как делают люди на Урале.
Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.
По Волге ходит пароход "Павел Бажов". В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. А также есть национальный парк «Бажовские места» (рассказ из личного опыта воспитателя). Теперь это музеи. Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок"). По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы. Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова.
2) 1- 2 - 3 - повернись, в стране викторины очутись!
Презентация-викторина по сказке «Серебряное копытце»
3) 1- 2 - 3 - повернись, в стране добрых поступков очутись! Вы заметили, ребята, какими добрыми и милосердными были герои сказок друг к другу? Давайте вспомним их добрые поступки (Кокованя приютил у себя Даренку; Даренка приютила Муренку; Кокованя забрал к себе жить и девочку, и кошку; Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила; дедушка девочке сказки рассказывал и др.)
4) 1- 2 - 3 - повернись, на зарядке очутись!
Физкультминутка
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
5 1- 2 - 3 - повернись, в стране трудных словечек очутись!
- Вам Даренка приготовила задание:
Дети делятся на группы, из чудесного мешочка тянут карточки с незнакомыми словами из текста сказки и объясняют их значения: Пожитки, балаган, пособник, ворочайся, душной, дивуются.
6) 1- 2 - 3 - повернись, в стране фантазий очутись!
«В этой сказке много загадочного, - говорит педагог. - Например, откуда появилась кошка Муренка? Ваши предположения».
«Как вы думаете, почему Муренка, отбиваясь от собак, в зимний холод за Даренкой увязалась? - спрашивает воспитатель. - О чем Муренка с Серебряным копытцем беседовали? Что она козлику рассказала? И, наконец, почему кошка покинула Даренку?», «А существует ли такой козлик Серебряное копытце?».
7) 1- 2 - 3 - повернись, в саду детском очутись! Злой волшебник вернул мешочек с хризолитами, он находится в нашей групповой комнате. Найдите его по подсказкам: два шага от двери спальни, три шага налево, пять шагов направо и восемь шагов направо. (Дети находят мешочек с конфетами)
8)Рефлексия: А теперь на память о путешествии в сказку «Серебряное копытце» мы с вами создадим картину. (Создание коллективного творческого коллажа «Серебряное копытце»)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30

Асбестовского городского округа

Урок литературного чтения

(внеклассное чтение)

1 -в класс

Исполнитель:

Зубова Римма

Александровна

Должность:

учитель

начальных классов

Асбест

2014 г

УМК «Перспектива»

Предмет: литературное чтение (внеклассное чтение)

Класс: 1

Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Тип урока: изучение нового материала

Образовательная технология : технология интерактивных форм и методов обучения как средство формирования УУД.

Цель: формирование у учащихся УУД.

Задачи:

Образовательные:

    прививать интерес школьников к книге, литературе;

    раскрыть понятие сказа как жанра литературы;

    познакомить с богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом;

Развивающие:

    развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;

    расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас;

    развивать коммуникативные способности: умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, группах; объективно оценивать работу во время самопроверки;

Воспитательные:

    способствовать воспитанию чувства доброты, любви к природе, животным.

Формирование УУД:

Предметные:

    воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;

    самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;

    участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;

Личностные:

    мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;

    эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

    понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

    оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;

    принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.

Коммуникативные УУД:

    слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;

    принимать участие в обсуждении прочитанного;

    принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;

    работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.

Познавательные УУД:

    определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь.

Основные понятия: сказ

Межпредметные связи: литературное чтение и окружающий мир

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа

Дидактический материал и оборудование:

    компьютер, проектор, экран;

    презентация;

    книга П.П.Бажова «Серебряное копытце»;

    карточки для самостоятельной работы;

    коллекция уральских самоцветов.

План урока:

I . Организационный момент.

II . Беседа о родном крае (работа с презентацией).

III . Рассказ о писателе П.П. Бажове.

IY . Краткий обзор книг (выставка книг).

Y . Сообщение темы и цели урока.

YI . Словарная работа.

VII . Чтение сказа учителем .

YIII . Беседа по содержанию произведения.

IX . Физминутка.

    Выполнение заданий по прочитанному произведению.

а) Работа в группах: составление характеристики главных героев;

б) Работа в парах: составление картинного плана;

в) Работа в динамических парах: составление кроссворда.

XI . Итог урока.

XII . Рефлексия.

XIII . Домашнее задание.

Ход урока:

I . Организационный момент ( слайд 1).

Начинает мама тихо сказы О Хозяйке, что живёт в горе. Вижу я Дарёнушку – сразу Ящерки мелькнули на заре… И от этих сказов стало снова На душе так чисто и светло… В дальний домик дедушки Бажова, На Урал меня перенесло!

II . Беседа о родном крае.

Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (слайд 2-3).

Край, в котором мы живём, называется Урал. Край очень красивый в любое время года. Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.

А кто знает, что такое самоцветы? (слайд 4).

Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.

Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов - самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки,рамки для картин, украшали соборы и дворцы.

III . Рассказ о писателе П.П. Бажове ( слайд 5).

В этом году отмечают юбилей писателя - 135 лет со Дня рождения.

Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов.

Очень он любил свой край, хорошо знал, как живут мастеровые. Это были сильные духом, смелые люди. У них был непростой труд. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам.

Сказ – литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика.

В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому

его произведения называют сказами, а не сказками.

П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.

А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы?

IY . Краткий обзор книг (выставка книг).

В 1939 году вышло самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказов "Малахитовая шкатулка", за которую писатель получил Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. В этом году юбилей книжки – 75 лет.

Рассмотри картинку и определи, какие герои и предметы из сказов П.П. Бажова на ней изображены (слайд 6).

Y .Сообщение цели.
- Какую цель перед собой поставите?

Как можно сформулировать тему нашего урока?

На этом занятии мы будем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце» (слайд 7).

YI . Словарная работа (слайд 8).

(слова записаны на доску). Артель – бригада, коллектив с одной целью работы. Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей. Приказчик – начальник. Козлик – молодой олень. Балаган - избушка, в которой можно переночевать в лесу. Солонина – солёное мясо. Покосные ложки – место, где косят траву.

YII . Чтение сказа учителем

Цель перед чтением :

Постарайтесь запомнить главных героев этого сказа.

(Чтение сопровождается показом иллюстраций).

YIII . Беседа по содержанию произведения (за правильный ответ ученик получает «самоцвет»).

Соберем свою коллекцию камней.

Вопросы:
1. Кто главные герои этого сказа?
(Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)

2. Как звали кошку девочки? (Мурёнка)

3. Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить)

4. Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали).

5. Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке)

6. Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце).

6. Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три)

7. Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких- то корыстных целей).

IX . Физминутка

Ровным кругом друг за другом Мы идём за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе Сделаем вот так: - Как Мурёнка осторожно крадётся на носочках.
- Как грациозно мчится Серебряное копытце .

X . Выполнение заданий по прочитанному произведению.

А) Работа в группах (под руководством учителя)

- Давайте составим характеристику Дарёнке и Коковане (слайд 9).

У вас на столах лежат карточки с заданием. Возьмите карточку. Найдите те слова, которые подходят для характеристики персонажей.

1 группа (девочки) – составляют характеристику Дарёнке;

2 группа (мальчики) – составляют характеристику Коковане.

Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа: Дарёнка, Кокованя

Внешность

Большой и бородатый.

Махонькая, носишко пуговкой.

Чем занимается

Мастер сказки сказывать.

В избе прибирала, похлёбку да кашу варила.

Охотник.

Любила сказки слушать.

С утра на работу уходил.

Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает.

Характер

упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый

- Обратите внимание, в строке «Характер» нужно изменить окончания слов-подсказок для характеристики девочки.

Проверка задания (слайд 10 – 11).

Б) Работа в парах: составление картинного плана

Расположить картинки в правильной последовательности и подтвердить выбор словами текста.

Проверка задания (слайд 12).

В) Работа в динамических парах: составление кроссворда (у каждой группы свой лист с заданием) Слайд 13.

1 М

2 Х

3 Д

4 С

5 К

6 Б

По горизонтали:

2. Как назывались камешки, которые находили люди там, где козёл скакал? 3. Назовите имя главной героини? 4. К какому жанру относится данное произведение? 6. Кто автор сказа?

По вертикали:

1. Как звали кошку Дарёнки? 5. Какое прозвище было у старика, который придумал взять в дети сиротку?

- Проверка задания

XI . Итог урока.

Наше сказочное путешествие заканчивается.

    Понравилось, ребята, вам произведение?

    Что в сказе было реально, а что вымысел?
    - Какой нравственный урок преподнёс П.П.Бажов своим читателям?
    Бескорыстие - редкое качество человеческого характера (слайд 14).

XII . Рефлексия.

- Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке.

(На столе учителя стоят шкатулки с «драгоценными камушками» разного цвета).

- Каждый из вас по очереди подойдёт к шкатулкам, выберет один или несколько камушков и украсит ими нашу иллюстрацию.

- Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зелёный камушек.

- Если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, - приклейте жёлтый .

- Если испытывали трудности – приклейте красный камушек.

/ заканчиваем аппликацию наклеиванием "драгоценных камушков". Если будут приклеены красные - обсуждаем, что вызывало затруднение/

XIII . Домашнее задание.

- Дома расскажите своим родным о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке, кошке Мурёнке и Серебряном копытце.

Если хотите – нарисуйте одного из героев сказа или иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Урок окончен.

Используемые ресурсы:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №36 г.ТАМБОВА

Урок по литературному чтению
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Урок разработан

учителем начальных классов

Пеньковой

Оксаной Борисовной


Тема урока: П.П. Бажов. «Серебряное копытце»

Цели : познакомиться с жизнью и творчеством П.П.Бажова;

отрабатывать навыки правильного выразительного чтения;

обогащать словарный запас обучающихся, развивать память, речь, мышление;

учиться чтению по ролям, умению характеризовать поступки героев.

исследовать, какие нравственные проблемы поставлены автором/

Планируемые результаты (целевые установки урока):

Предметные: читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.

Познавательные: анализировать характеры и чувства героев, делать выводы и обобщения/

Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками, передавать чувства героев и своё отношение к ним.

Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из сказки.

Технологии, используемые на данном уроке:

Личностно-ориентированные (педагогика сотрудничества)

Проблемного, поискового обучения

Диалогические

ИКТ

Формы организации деятельности учащихся на уроке:

фронтальный опрос;

работа в парах;

тестирование;

индивидуальный опрос

Методы обучения:

анализ художественного текста в единстве содержания и формы;

частично - поисковый;

словесный;

наглядно- иллюстративный

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Дома вы рисовали иллюстрации к сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Какие эпизоды вам захотелось изобразить?

    Введение в тему

Разгадайте кроссворд и вы узнаете фамилию писателя, с творчеством которого мы познакомимся на уроке.

Что у вас получилось? БАЖОВ Слайд 1.

Сегодня мы знакомимся с ещё одной литературной сказкой, «Серебряное копытце», её написал Павел Петрович Бажов.

    Работа над темой урока.

А) Рассказ ученика о жизни и творчестве П.П. Бажова. Слайд 2.

Бажов Павел Петрович (1879 – 1950г.г.)

У Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского медеплавильного завода, где горным мастером работал его отец. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. В Екатеринбурге закончил училище, затем Пермскую духовную семинарию. Восемнадцать лет учительствовал в глухой уральской деревушке Шайдурихе. Молодой учитель упорно изучал архивные материалы, документы, в летние каникулы странствовал по уральским заводам и деревням, по реке Чусовой, изучал труд камнерезов и гранильщиков, сталеваров и литейщиков, беседует с ними о тайнах их ремесла. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.

В двадцатые годы стал журналистом, а затем – редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. И вдруг, что называется в одночасье, пришла к нему известность, да ещё какая…

Б) Рассказ ученика о сборнике уральских сказов «Малахитовая шкатулка»

В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ, а в 1939 году - его сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Первое издание этой удивительной книги состояло из четырнадцати сказов, в последующие годы писатель пополнял и пополнял новыми произведениями драгоценную «поэтическую» шкатулку. «Малахитовая шкатулка» принесла уральскому сказочнику всенародную славу. По сведению библиотеки им. Ленина, - книга переведена на 100 языков мира.

По мотивам сказов Бажова созданы: кинофильм «Каменный цветок», известный балет Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

    Физкультминутка

Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

    Знакомство с содержанием сказки «Серебряное копытце»

а) Знакомство с первой частью сказки (фрагмент мультфильма)

Обратите внимание на речь того, кто рассказывает сказку, на своеобразие выражений.

б) Работа с учебником

В нашем учебнике текст сказки более полный, такой каким его написал автор и поэтому вы встретите слова, значение которых может быть непонятным.

Словарно – лексическая работа.

БАРСКАЯ РУКОДЕЛЬНЯ

ВЗЪЕСТЬСЯ

ГОЛБЧИК

ПОЖИТКИ

ПОХЛЁБКА

НЕСПОДРУЧНО

ПОСОБНИК

ПОКОСНЫЕ ЛОЖКИ

СТАТОЧНОЕ ДЕЛО

В) Знакомство со второй частью сказки.

Продолжим знакомиться содержанием сказки по тексту учебника. Во время прочтения вы отмечаете другие слова,которые вам не понятны.

(Читают хорошо читающие дети)

    Беседа после прочтения и подведение итогов урока

Из того, что мы сегодня прочитали можно понять уже, что это сказка? Докажите.

Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом? А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?

Как зажили втроём герои нашей сказки? Почему вы так думаете?

Вы послушали сказку, читали сами, по вашему мнению отличается она от других сказок? В чём её отличие?

    Домашнее задание:

Найдите пояснение к словам:

БАЛАГАН

УГРУЗНЕШЬ

СОЛОНИНА

ПОТЕШАТЬ