Как называется гайка на пожарном рукаве. Конструкция и особенности эксплуатации пожарного крана. Пожарные головки цапковые

Устройство, устанавливаемое на внутреннем или внешнем пожарном водопроводе и представляющее собой сочетание запорной арматуры с крепежными элементами для присоединения рукава, называется пожарный кран. В более широком понятии, согласно действующим нормативам, к таким устройствам принято относить комплексную многокомпонентную конструкцию, предназначенную для регулировки подачи воды во время тушения пожара. ПК имеет следующий состав: запорное устройство, пожарный рукав со съемным или неразборным стволом, ящик для хранения (напольный или настенный шкаф).

ПК является одним из самых распространенных типов противопожарного оборудования. Он весьма эффективно справляется с возгоранием, особенно на ранних стадиях. ПК – пожарный кран, согласно требованиям, должен устанавливаться в жилых, коммерческих, общественных, промышленно-производственных зданиях и сооружениях. Устройство подключается к гидранту контролирует подачу воды в пожарный рукав. Требования к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода изложенные в нормативе РД 153-34.0-49.101-2003 регламентируют различные аспекты использования. Начиная от правил установки, высоты от пола и радиуса действия и заканчивая частотой технического обслуживания.

Конструкция

На территории Российской Федерации эксплуатируются в основном отечественные пожарные краны. Тип соединения и диаметр внутренних изделий должен соответствовать ГОСТ Р 53279-2009. В большинстве случаев это соединительные головки Богданова диаметром от 38 до 200 мм. Они также имеют несколько разновидностей:

  • Напорные — используются совместно с напорными рукавами;
  • Цапковые — производятся с внутренней резьбой.

Как правило, они оборудуются поворотным дисковым затвором, что позволяет регулировать подачу воды, а также намного быстрее получить к ней доступ по сравнению с запорными вентилями. Конструктивно дисковый затвор представляет собой кольцо, внутри которого расположен диск, присоединенный к поворотной ручке. Таким образом, поворачивая ручку всего на 90 градусов можно добиться максимального напора.

Нормативы установки и эксплуатации

Пожарные краны, входящие в состав системы противопожарного внутреннего водопровода устанавливаются в отапливаемом помещении. Допускается выведение ПК на лестничную клетку или общий коридор. Размещаются ПК и всё необходимое оборудование в специальных ящиках, которые навешиваются или вделываются в стенную нишу. ПК должен обеспечивать полную герметичность трубопроводов под рабочим давлением не менее 10 кгс/см 2 . Однако сама конструкция и материалы могут выдерживать гораздо большие гидроудары, которые возникают при пуске струи.

Каким знаком обозначается пожарный кран, всем известно, так как его не раз встречали в общественных зданиях.

Проверка

Периодичность проверки пожарных кранов на водоотдачу утверждена НПБ 177-99. Проводится когда в здании наблюдается наименьший напор воды. Основная сложность состоит в необходимости одновременного включения всех пожарных кранов, которые подключены к системе технического водопровода сооружения.

Их число регламентируется нормативом СНИП 2.04.01-85. Выбирается ПК, который находится дальше или выше всего от точки подсоединения трубопровода к зданию. При проверке, сверяются следующие показатели:

  • Расход воды;
  • Рабочее давление внутри клапана;
  • Высота, на которую падает в воду компактная струя.

Если перечисленные параметры соответствует минимальным требованиям, то система внутреннего пожаротушения здания допускается к эксплуатации.

Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием используются пожарные соединительные головки.

Пожарная соединительная головка - быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.

5.2.1. Соединение пожарных рукавов производится по команде: "Рукава - соединить!". По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов и устанавливает их друг против друга.

Выступ одной головки пожарный вставляет в паз другой и поворотом полугаек по часовой стрелке соединяет головки между собой.

Винтовые головки соединяются следующим образом: пожарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленями, затем обеими руками берет накидную гайку второго рукава и, наворачивая ее на головку первого рукава, соединяет их между собой.

Если головки соединяются двумя пожарными, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки и, сжимая прокладки, поворачивают головки по часовой стрелке до полного соединения.

Винтовые головки смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого находится в руках накидная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.

Рукава разъединяются по команде: "Рукава - разъединить!". По этой команде пожарные выполняют те же действия, что и при соединении рукавов, но поворот головок производится в обратном направлении, а винтовых головок - против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.

5.2.2. Присоединение ствола к рукаву. По команде: "Ствол - присоединить!" пожарный берет в одну руку головку рукава, в другую - пожарный ствол и присоединяет ствол к рукаву усилием рук или с упором головки рукава в бедро. Если усилием рук или с упором в бедро ствол присоединить не удается, то следует правым коленом опуститься на землю, взять ствол в левую руку и, используя левое колено для упора, присоединить ствол к рукаву. Отсоединяется ствол в обратном порядке.

5.2.3. Присоединение рукава к разветвлению производится по команде: "Рукав к разветвлению - присоединить!" . По этой команде пожарный подходит к разветвлению, правой рукой берет соединительную головку рукава и, с наклоном туловища или с опусканием на колено, правой рукой присоединяет ее к разветвлению, которое придерживает левой рукой.

Соединение головки рукава с пожарной колонкой, напорным патрубком насоса и другим оборудованием производится так же, как описано выше.

Для соединения головок разного условного диаметра применяются переходные головки.

5.2.4. Соединение всасывающих рукавов между собой, с патрубком насоса и всасывающей сеткой осуществляется водителем и пожарным. Водитель берет всасывающий рукав у соединительной головки, подносит его к всасывающему патрубку насоса, совмещает выступы рукавной головки с пазами на патрубке и наворачивает головку до отказа с помощью ключа.

Пожарный помогает водителю, взяв рукав за середину и удерживая его в горизонтальном положении. Чтобы соединить всасывающие рукава между собой, водитель с пожарным зажимают рукава между ногами у соединительных головок так, чтобы они были параллельны земле. Затем совмещают головки и соединяют их, затягивая ключами. Для присоединения всасывающей сетки водитель приподнимает ближний к водоему конец рукава; пожарный, опустившись на колено, присоединяет к нему сетку и затягивает соединение ключами.

На внутренних водопроводах устанавливают пожарные краны. Они предназначены для тушения пожара, поэтому к их устройству и расположению предъявляют особые требования. Каждый элемент пожарного крана должен находиться в рабочем состоянии, ведь от этого зависит безопасность большого количества людей.

Назначение и основные элементы

При слове кран, многие представляют устройство, открывающее воду на кухне или в ванной комнате. Пожарный кран выглядит несколько иначе, хотя принцип действия схож. Он открывает и закрывает отверстие, через которое вода из водопровода поступает в . Назначение крана состоит в тушении очага возгорания, в борьбе с пламенем на первых этапах пожара.

Согласно ГОСТ кран помещают в пожарный шкаф, чтобы защитить его от внешних факторов и применять исключительно по назначению. Пожарный кран состоит из нескольких частей:

  • запорной арматуры (клапан с вентилем);
  • соединительной головки;
  • пожарного рукава;
  • ствола.

Дополнительно может быть предусмотрен рычаг, облегчающий открывание клапана. Устанавливают пульты дистанционного включения, если присутствует насос-повыситель. Его устанавливают при слабом давлении воды в водопроводе. Некоторые пожарные краны снабжают датчиками положения, работающими от источника постоянного тока при напряжении 12-24 В.

Пожарный кран иногда называют вентилем (запорным клапаном), поскольку это основная его часть. Вентиль состоит из корпуса, крышки, затвора, маховика, шпинделя (вал с резьбой) и уплотнителя. Для установки на водопровод на корпусе предусмотрена шестигранная муфта. А для прикручивания головки сделан штуцер.

Поскольку устройство пожарного вентиля весьма простое, принцип действия также не отличается сложностью. Маховик, вращаясь, приводит в движение шпиндель, а тот опускает или поднимает затвор (золотник). В результате отверстие открывается или закрывается, пропуская воду или останавливая течение.

Требования к деталям пожарного крана

С помощью пожарного крана можно погасить огонь на первых стадия возгорания, когда он еще не объял все помещение. Таким образом, тушение происходит изнутри, и необходимо, чтобы каждая деталь инструмента была исправна. На поверхности соединительной головки не допускаются трещины и другие дефекты, ослабевающие соединение. Ствол должен давать компактную струю, выдерживать давление 0,65 МПа без протечек.

Должен быть аккуратно смотан и помещен в кассету. ГОСТ и нормы пожарной безопасности (НПБ 151-200) разрешает складывание гармошкой или двойной скаткой. В этом случае рукав можно быстро раскатать без заломов и перегибов.

На рукаве, присоединенном к головке, присутствует маркировка, на которой указана длина рукава, диаметр, дата производства и другая важная информация.

Кассета поворачивается, угол поворота составляет не меньше 90 °. Все это помещают в пожарный шкаф, представляющий собой прямоугольную коробку. Шкаф делают из негорючего материала. Обычно это тонкая листовая сталь, толщиной 1-1,5 мм. Если шкаф запирается на ключ, то запасной ключ навешивают на дверцы в специальное углубление.

Каким должен быть клапан

Особые требования предъявляются к клапанам пожарных кранов. Для этого предусмотрен ГОСТ 53278-2009, и в нем приведен чертеж клапана, с описанием устройства и принципа работы, а также технических характеристик.

Конструкция клапана должна быть такой, чтобы обеспечивать плавный ход шпинделя (вала). Используют запорный вентиль с золотником, который движется параллельно потоку воды.

На пожарных кранах нельзя использовать шаровые и пробковые запорные устройства, поскольку они не обеспечивают плавность открытия отверстия. Если резко открыть шаровой или пробковый кран, то может разорвать сила гидравлического удара.

Но даже при отсутствии разрыва резкое открывание опасно по другой причине. Рукав моментально наполняется водой и выравнивается. Происходит его смещение от места тушения пожара, теряется драгоценное время. А человек, держащий ствол в руке, может выронить его, что тоже не лучшим образом сказывается на скорости пожаротушения. Вдобавок можно получить сильный удар по ногам.

Вентиль делают из чугуна или латуни. Для ходовой резьбы и вала (шпинделя) разрешено применять другие металлы или сплавы со стойкостью к коррозии не хуже, чем у латуни. А для корпуса можно использовать чугун или металл с защитным покрытием (краской). Срок службы клапана должен быть не менее 5 лет.

Основные характеристики

Модификация пожарного крана бывает прямая и угловая. Угловую модель удобно удобнее использовать, если доступ к трубе ограничен. Один патрубок пожарного крана предназначен для подключения водопроводной трубы, а второй, для подключения пожарного рукава.

Угол между патрубками может составлять от 90 ° до 135 °. Количество оборотов маховика до полного открытия пожарного крана зависит от диаметра трубы и может равняться 4, 5 или 6. Кран должен быть полностью открыт или закрыт. Промежуточное положение не разрешается.

Для монтажа пожарного крана предусмотрена резьба, которая бывает внутренней и наружной (муфтовая и цапковая). Особое внимание уделяют качеству резьбы. На ней не должно быть вмятин, подрезов и других дефектов .

Рабочее давление клапана составляет 1-1,6 МПа. Он рассчитан на работу при температуре воды +1…+50 °C. Диаметр прохода зависит от диаметра водопроводной трубы, к которой подключают кран. По стандартам ГОСТ условный диаметр составляет, 40, 50 и 65 мм. Маховик крана делают красного цвета, его вращение при открывании клапана должно быть против часовой стрелки.

Расположение крана

Расположение крана в здании регламентирует ГОСТ 51844-09. Отвод трубы, на котором закреплен пожарный кран, должен находиться над уровнем пола на высоте 1,35 м. Допускается отступление от нормы не более чем на 15 см. Можно устанавливать спаренный кран, тогда второй надо закреплять на 35 см ниже.

Вместе с краном в шкафу может находиться огнетушитель и другие противопожарные средства. В этом случае используют секционный шкаф с отдельными полками. Определить, надо ли устанавливать огнетушители, и в каком количестве они требуются, можно по таблице из приложения к правилам пожарной безопасности ППБ 01-03.

Шкафы с кранами размещают в доступных и отапливаемых местах. Устанавливают в коридорах, фойе, на лестничных площадках, вестибюлях общественных зданий. Поскольку устройство контактирует с водой, нельзя допускать его промерзания.

При установке важно, чтобы шкаф не мешал передвижению людей, не загораживал пути, предназначенные для эвакуации. Сам кран тоже нельзя закрывать и затруднять к нему подход. Дверца должна свободно открываться на 160 °, чтобы обеспечивать свободный доступ и эксплуатацию.

Нельзя помещать в рукав посторонние предметы и размещать пожарный шкаф на расстоянии ближе, чем 1 м от работающих обогревательных устройств, поскольку это может повредить материал рукава.

Основы эксплуатации

В рабочем состоянии кран всегда присоединен к пожарному рукаву, а тот в свою очередь к стволу. Дверца шкафа с краном закрыта и опломбирована.

Нельзя применять пожарные краны для других нужд, кроме пожаротушения. Нельзя подключать к ним шланги для полива, забора воды в производственных нуждах.

Требования к осмотру пожарного крана схожи с требованиями к гидранту. Чтобы кран хорошо открывался, необходимо проводить дважды в год его осмотр с пуском воды, смазывать и при необходимости ремонтировать. Выдвижную часть штуцера смазывают синтетической смазкой. В инструкции по применению обычно рекомендуют вид смазки.

Если нарушена герметичность сальника, то заменяют сальниковую набивку. Если протечка между корпусом и крышкой, то заменяют прокладку из паронита. В случае протечки затвора заменяют резиновое уплотнительное кольцо.

Для защиты объекта от возможного возгорания и пожара используются различные противопожарные системы.

Эффективность ликвидации огня будет зависеть от правильной работы всех устройств и узлов, которые входят в состав противопожарных комплексов.

Каждая такая противопожарная система в обязательном порядке включает в свой состав элементы запорной арматуры, которые обеспечивают своевременную подачу воды или другого огнетушащего вещества к месту возгорания.

К одним из таких запорных устройств относится пожарный вентиль или кран. Рассмотрим, какие существуют типы пожарных вентилей, их отличия между собой и преимущества применения в той или иной ситуации.

Особенности вентилей пожарной безопасности

Вентиль пожарного крана представляет собой устройство запорной арматуры, которое входит в состав пожарного крана.

Кроме вентиля, который является запорным элементом, в состав пожарных кранов еще входит соединительная головка, пожарный рукав и ствол.

От качества исполнения и правильной работы вентиля будет зависеть то, насколько быстро будет доставлено огнетушащее вещество в зону возгорания.

Вентиль предназначен для установки во внутренней системе подачи воды или газа для тушения пожара. Его конструкция рассчитана для пропускания огнетушащего вещества, температура которого не превышает +50°C.

Один из концов пожарного вентиля выполнен в виде муфты, а второй его конец имеет внешнюю резьбу, которая используется для накручивания на вентиль соединительной головки, посредством которой будет подсоединен пожарный рукав со стволом.

Если рассмотреть конструкцию пожарного вентиля, то она полностью идентична той, что и у обычного крана. Различие состоит только в диаметре, который имеют вентили пожарные и материалах, используемых для его производства.

Пожарный вентиль имеет в своем составе следующие конструкционные элементы:

  1. маховик;
  2. втулка;
  3. корпус головки;
  4. набивка сальника;
  5. шток с резьбой;
  6. изоляция;
  7. клапан с прокладкой.

Благодаря этим конструкционным элементам обеспечивается запор магистральной линии, по которой может подаваться вода или газ.

В случае возникновения пожара вентиль открывается, и огнетушащее вещество будет доставлено в точку тушения огня.

Классификация пожарных вентилей

Вентиль запорный пожарный имеет определенную классификацию, которая определяет те или иные технические или функциональные особенности этих запорных устройств.

Если рассмотреть существующие пожарные вентили, то можно их разделить по следующим признакам:

  • тип поддерживаемого монтажа;
  • тип конструкционного исполнения корпуса вентиля;
  • функциональные возможности устройства;
  • материал исполнения вентиля;
  • величина внутреннего диаметра;
  • тип используемого соединения.

Несмотря на многочисленные варианты видов пожарных вентилей их основной характеристикой, которая объединяет все устройства, является высокая надежность и отказоустойчивая работа в любых условиях.

По материалу

Что касается классификации пожарных вентилей в зависимости от материала их исполнения, то тут возможно два типа устройств.

Первый из них производится из чугуна, а второй вариант исполнения – это производство из латуни.

Выбор именно этих материалов связан с тем, что пожарный вентиль должен отличаться высокой прочностью и надежностью во время эксплуатации.

Именно чугун и латунь имеют нужные характеристики. Например, вентиль пожарный чугунный способен выдерживать очень высокие давления, что позволяет устанавливать его в тех системах, где вода или газ подается под очень большим давлением.

Что касается латуни, то вентиль пожарный латунный отличается высокими показателями коррозионной устойчивости и может эффективно работать в агрессивной среде. Благодаря перечисленным свойствам пожарных клапанов из латуни и чугуна они могут функционировать длительный срок без отказа.

По диаметру

В зависимости от диаметра пожарного вентиля различают три типа устройств.

Согласно ГОСТу эти устройства могут иметь диаметр 40, 50 и 65 мм. От этого параметра будет зависеть пропускная способность системы пожаротушения.

Вентиль пожарный 65 мм будет пропускать наибольший объем воды, устройство с диаметром 40 мм – наименьше, а вентиль пожарный ДУ50 будет иметь промежуточное значение пропускной способности.

Благодаря наличию таких типов устройств можно подобрать оптимальный вентиль для конкретной трубопроводной магистрали.

Тип монтажа

По типу монтажа пожарного вентиля могут быть два варианта его исполнения. Первый – это стеновой вентиль, а второй тип – канальный вентиль.

Функции

В зависимости от функций, которые должен выполнять запорный пожарный вентиль, различают три типа устройств.

Могут быть запорные и запорно-регулирующие вентили или устройства со специальным исполнением под определенный тип задач.

Конструкция корпуса

В зависимости от конструктивного исполнения корпуса вентиля различают еще три типа устройств.

Это может быть вентиль пожарный угловой, который выполнен с углом отклонения 90° либо 125°.

Также существуют прямоточные устройства и проходные вентили. Благодаря применению таких различных запорных узлов можно существенно расширить функциональные возможности гидравлической или пневматической системы, которая подает огнетушащее вещество к месту тушение пожара.

Тип соединения

Отличаются пожарные вентили и по конструкции их коммутационной пары.

Возможны вентили со следующими вариантами исполнения соединительной пары соединение типа «муфта\муфта» или соединения типа «муфта\цапка».

Применение цапки в конструкции пожарного вентиля обеспечивает возможность присоединения шланга с брандспойтом.

Нормы и требования к пожарным вентилям

К пожарным вентилям выдвигаются особые требования – регламентирует вентили пожарные ГОСТ 53278-2009. Этот нормативный документ определяет конструкционные особенности вентиля с описанием его работы и технических характеристик.

Конструкционное исполнение должно быть таким, чтобы обеспечивалось плавное перемещение шпинделя вентиля. В конструкции пожарных кранов используются запорные вентили с золотником, который перемещается параллельно к потоку воды.

Пожарные краны не могут иметь в своем составе пробковые или шарообразные запорные устройства, поскольку они не гарантируют требуемую плавность открытия отверстия, через которое подается огнетушащее вещество. Если резко открывается шаровой или пробковый вентиль, то может случиться так, что пожарный рукав разорвется под воздействием гидравлического удара.

Вентили производятся, как было сказано выше, из чугуна или латуни. Для ходовой резьбы и шпинделя разрешается использовать и другие металлы либо их сплавы, которые имеют показатели устойчивости к коррозии не ниже чем у латуни.

Для корпуса может применяться либо чугун, либо металл с защитным покрытием в виде краски. Срок эксплуатации пожарного вентиля должен быть не меньше 5 лет.

Что касается требований к рабочим характеристикам вентиля то можно выделить следующие:

  • вентиль должен обеспечивать высокую герметичность в месте соединений;
  • его номинальный проход должен быть 40, 50 или 65 мм;
  • величина рабочего давления составляет не менее 1-1,6 МПа;
  • температура подаваемой жидкости или газа может составить максимум 50°С;
  • число оборотов до открывания вентиля должно быть от 4 до 6, в зависимости от того какой номинальный проход вентиля;
  • должно использоваться правое вращение маховика.

Маркировка пожарных кранов

Чтобы можно было различать устройства по их техническим особенностям, конструкционному исполнению и функциональным возможностям вентиль клапана пожарный имеет соответствующую маркировку.

Маркировка пожарных вентилей имеет буквенное, цифровое и символьное обозначение, а также цветовое в виде покраски корпуса. Элементы маркировки наносят с помощью литья на корпусе устройства.

Они включает в себя следующие данные:

  1. величина номинального диаметра;
  2. значение номинального давления;
  3. материал корпуса устройства;
  4. товарный знак либо наименование производителя;
  5. направление подачи воды или газа;
  6. год выпуска изделия;
  7. обозначение прокладки для фланцевых уплотнителей.

Что касается цветовой маркировки, то она указывает из того, какой материал выбран для производства корпуса:

  • черный указывает, что использован высокопрочный чугун;
  • серый указывает на углеродистую сталь;
  • синий – на применение легированной стали;
  • голубой – высоколегированная сталь или коррозиеустойчивые и жаропрочные сплавы.

Заключение

Из перечисленного выше можно сделать выводы, что пожарный вентиль является важным элементом в системе пожаротушения.

Поэтому к его выбору следует относиться серьезно и с пристальным вниманием.

Приобретаемые устройства должны быть высокого качества и соответствовать тем нормам, которые прописаны в нормативных документах.

Поэтому, покупая вентиль пожарный, сертификат соответствия нужно попросить предъявить продавца.

Также важно обратить внимание на маркировку и то, насколько верно она нанесена и соответствует ли ее показатели требуемым техническим параметрам этих устройств.

Экономить на таких изделиях не стоит, ведь от их правильной работы зависит насколько эффективно и быстро будет потушен пожар.

Видео: Вентиль пожарного крана

Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием используются пожарные соединительные головки.

Пожарная соединительная головка - быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам.

5.2.1. Соединение пожарных рукавов производится по команде: "Рукава - соединить!". По этой команде пожарный берет в руки соединительные головки рукавов и устанавливает их друг против друга.

Выступ одной головки пожарный вставляет в паз другой и поворотом полугаек по часовой стрелке соединяет головки между собой.

Винтовые головки соединяются следующим образом: пожарный берет конец рукава с головкой и зажимает ее коленями, затем обеими руками берет накидную гайку второго рукава и, наворачивая ее на головку первого рукава, соединяет их между собой.

Если головки соединяются двумя пожарными, то каждый из них берет головку в руки. Затем они становятся друг против друга, составляют головки и, сжимая прокладки, поворачивают головки по часовой стрелке до полного соединения.

Винтовые головки смыкаются в том же порядке, с той лишь разницей, что пожарный, у которого находится в руках накидная гайка, навертывает ее по ходу часовой стрелки до отказа.

Рукава разъединяются по команде: "Рукава - разъединить!". По этой команде пожарные выполняют те же действия, что и при соединении рукавов, но поворот головок производится в обратном направлении, а винтовых головок - против часовой стрелки, путем свертывания накидной гайки.

5.2.2. Присоединение ствола к рукаву. По команде: "Ствол - присоединить!" пожарный берет в одну руку головку рукава, в другую - пожарный ствол и присоединяет ствол к рукаву усилием рук или с упором головки рукава в бедро. Если усилием рук или с упором в бедро ствол присоединить не удается, то следует правым коленом опуститься на землю, взять ствол в левую руку и, используя левое колено для упора, присоединить ствол к рукаву. Отсоединяется ствол в обратном порядке.

5.2.3. Присоединение рукава к разветвлению производится по команде: "Рукав к разветвлению - присоединить!" . По этой команде пожарный подходит к разветвлению, правой рукой берет соединительную головку рукава и, с наклоном туловища или с опусканием на колено, правой рукой присоединяет ее к разветвлению, которое придерживает левой рукой.

Соединение головки рукава с пожарной колонкой, напорным патрубком насоса и другим оборудованием производится так же, как описано выше.

Для соединения головок разного условного диаметра применяются переходные головки.

5.2.4. Соединение всасывающих рукавов между собой, с патрубком насоса и всасывающей сеткой осуществляется водителем и пожарным. Водитель берет всасывающий рукав у соединительной головки, подносит его к всасывающему патрубку насоса, совмещает выступы рукавной головки с пазами на патрубке и наворачивает головку до отказа с помощью ключа.

Пожарный помогает водителю, взяв рукав за середину и удерживая его в горизонтальном положении. Чтобы соединить всасывающие рукава между собой, водитель с пожарным зажимают рукава между ногами у соединительных головок так, чтобы они были параллельны земле. Затем совмещают головки и соединяют их, затягивая ключами. Для присоединения всасывающей сетки водитель приподнимает ближний к водоему конец рукава; пожарный, опустившись на колено, присоединяет к нему сетку и затягивает соединение ключами.

Прокладка рукавных линий

5.3.1 . Существуют различные виды прокладки рукавных линий:

горизонтальная - прокладывается по земле или по полу;

вертикальная - прокладывается на высоту снаружи или внутри здания;

ползучая - прокладывается по наклонным конструкциям или плоскостям;

смешанная - одновременно по вертикальным, горизонтальным и наклонным плоскостям.

При прокладке напорных рукавов длина рукавной линии исчисляется следующим образом: при горизонтальной прокладке 1,2 м рукава на один погонный метр местности; при вертикальной прокладке 4-5 м рукава на каждый этаж жилого здания или 6-8 м на этаж производственного здания обычной высоты; при ползучей прокладке 10 м на каждый этаж жилого здания или 12-15 м на каждый этаж производственного здания; при смешанной прокладке длина рукавной линии определяется суммой отрезков отдельных видов прокладки.

Различают магистральные и рабочие рукавные линии.

Магистральная линия предназначена для подачи воды от насоса до разветвления; для соединения насосов (емкостей), работающих в перекачку; для подачи воды в лафетный ствол.

Рабочая рукавная линия предназначена для подачи огнетушащих веществ от разветвления к пожарному стволу или пеногенератору.

5.3.2. Прокладка рукавов из скаток.

Рукав, уложенный двойной скаткой, лежит на земле рядом с пожарным. По команде: "Рукав из скатки - проложить!" пожарный наклоняется и берет скатку правой рукой за концы у соединительных головок, левой рукой - с противоположной стороны скатки, выпрямляется, поднимает скатку, удерживая ее предплечьем правой руки, согнутой в локте. Затем пожарный переносит тяжесть тела на правую ногу, заносит скатку вправо назад, делает резкий широкий выпад (шаг) левой ногой вперед, перенося на нее тяжесть тела, резко выбрасывает скатку вытянутыми руками вперед, не выпуская концов рукава с соединительными головками из правой руки. Перед окончанием раскатки рукава пожарный делает резкий рывок правой рукой назад, кладет нижнюю соединительную головку на землю и, держа в правой руке верхнюю головку, бежит в сторону прокладки рукава, раскатывая его полностью. Прокладка рукава из одинарной скатки производится аналогично.

5.3.3 . Для прокладки магистральной линии состав расчета зависит от ее длины.

Каждый пожарный без повторных движений прокладывает по два рукава. Исходное положение расчета - с правой стороны автомобиля в одну шеренгу. По команде: "Разветвление (указывается место установки), магистральную линию на четыре рукава из скаток - марш!" пожарный № 2 открывает отсек автомобиля и берет две скатки рукавов. Один рукав кладет на землю, раскатывает второй рукав и присоединяет его соединительную головку к напорному патрубку насоса. Берет с земли первую скатку, раскатывает ее, соединяет рукава между собой, прокладывает линию из двух рукавов, присоединяет рукав к рукаву, проложенному пожарным №. 1. Пожарный № 1 берет две скатки рукавов и бежит в сторону прокладки рукавной линии, останавливается примерно там, где пожарный № 2 должен закончить прокладку, раскатывает рукава, соединяет их между собой и прокладывает линию к месту установки разветвления. Пожарный № 3 берет разветвление, устанавливает его в указанном месте и присоединяет к нему рукавную линию.

5.3.4. При прокладке магистральной линии из рукавов, смотанных одинарной скаткой, пожарный № 2 сначала раскатывает один рукав и присоединяет его к насосу, потом бежит со вторым рукавом к концу первого, раскатывает его, соединяет рукава, бежит к концу второго рукава и соединяет его с рукавом, проложенным пожарным № 1.

5.3.5. Переносить рукава, смотанные в скатки, на дальние расстояния можно на плече. Для этого рукав кладется на правое (левое) плечо соединительными головками вперед, правой (левой) рукой он удерживается сверху, а левой (правой) - сбоку или снизу.

5.3.6. Прокладка рукавной линии из рукавов, уложенных на автомобиле"гармошкой", производится расчетом - один человек на один рукав. По команде:"Рукавную линию из "гармошки" на три рукава - проложить!" пожарный № 1берет за конец верхний рукав и протягивает его в заданном направлении. По мере прокладки рукавной линии пожарный № 2 берет за соединительную головку второй рукав, пожарный № 3 - третий рукав и протягивает линию в указанном направлении. К напорному патрубку насоса линию подсоединяет водитель.

5.3.7. Прокладка рукавных линий в сложных условиях.

В зоне, поражаемой взрывчатыми веществами, прокладка рукавных линий производится путем перебежек и переползания. Длина преодолеваемого пространства при перебежках зависит от местности и обстановки в поражаемой зоне. Прокладка рукавной линии от автомобиля до поражаемой зоны производится описанными выше способами, а далее, до позиции ствола, прокладывается из скаток. Для этого к поражаемой зоне подносят необходимое количество рукавов в скатках. Для прокладки рукавов назначается расчет - один человек на два рукава. Численность расчета зависит от длины рукавной линии, прокладываемой в зоне поражения.

Прокладка рукавной линии способом перебежки производится по общей команде на боевое развертывание или по команде: "Ствол (указывается позиция), рукавную линию (указывается количество рукавов) перебежкой - марш!". По этой команде пожарные берут по два рукава, намечают путь движения и пункты остановок. Пожарный № 1, используя укрытия, перебегает к месту работы, показывая направление прокладки рукавной линии. Один рукав он оставляет в резерве на случай удлинения линии или замены рукава, вышедшего из строя. Остальные пожарные, используя укрытия, перебегают по направлению, указанному первым пожарным, прокладывают рукава, соединяют их между собой, оставляя по одному рукаву в укрытиях. Последний пожарный один конец рукава присоединяет к насосу, второй - к рукавной линии, проложенной другими пожарными. По окончании прокладки линии ствольщик присоединяет ствол и докладывает о готовности к работе: "Ствол - готов!". Пожарные № 2 и № 3 находятся у места работы ствольщика. Один из них выполняет обязанности под-ствольщика, другой следит за состоянием рукавной линии и при необходимости подменяет ствольщика или подствольщика. При перебежке рукава переносятся в любом удобном положении, лямка ствола надевается через плечо.

Прокладка рукавной линии способом переползания производится по команде: "Ствол (указывается позиция), рукавную линию (указывается количество рукавов) по-пластунски - марш!" . Пожарные берут по одной скатке рукавов, раскатывают их, мысленно намечают путь движения и пункты остановок. Каждый пожарный берет левой рукой конец раскатанного рукава и кладет его на правое (левое) плечо так, чтобы рукав находился на спине по диагонали, после чего ложится на землю. После этого пожарный подтягивает правую (левую) ногу и одновременно вытягивает как можно дальше левую (правую) руку, отталкивается согнутой ногой, передвигает тело вперед, подтягивает левую (правую) ногу, вытягивает правую (левую) руку и продолжает движение в том же порядке.

Рукавная линия может прокладываться способом переползания на четвереньках. Начальные действия при этом способе не отличаются от описанных выше Для прокладки линии этим способом пожарный встает на колени и, опираясь на предплечья или на кисти рук, подтягивает согнутую правую (левую) ногу под грудь и, одновременно вытягивая вперед левую (правую) руку, передвигает корпус вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги. Одновременно с этим он подтягивает под себя левую (правую) согнутую ногу, выставляет вперед другую руку и продолжает движение в том же порядке. Ствол должен быть соединен с рукавной линией, а его лямка перекинута через плечо. Прокладываемый рукав находится на спине пожарного или под ним.

Встречная прокладка рукавных линий производится пожарными двух отделений от водоисточника до места пожара и от места пожара к водоисточнику, способ прокладки выбирается в зависимости от рельефа местности и других условий.

5.3.8. Рукавную линию на автолестнице надлежит прокладывать посредине и надежно закреплять ее рукавными задержками. Давление воды в линии должно повышаться или понижаться постепенно;

при низких температурах следует рукавные разветвления по возможности устанавливать внутри зданий, а при наружной установке утеплять их, соединительные головки утеплять подручными средствами, в том числе снегом;

замерзшие соединительные головки, рукава в местах перегибов и соединений следует отогревать специальным устройством для размораживания рукавов, горячей водой, паром или нагретыми газами (замерзшие соединительные головки, разветвления и стволы в отдельных случаях допускается отогревать паяльными лампами и факелами);

при прокладке рукавной линии на местности, зараженной радиоактивными веществами или химическими отравляющими веществами, все работающие должны быть обеспечены необходимыми средствами защиты и знать о допустимом времени пребывания в данной местности. Наступление на огонь осуществляется с наветренной стороны. До начала прокладки рукавной линии на зараженной местности старший начальник обязан организовать дозиметрический контроль, определить порядок санитарной обработки пожарных и выставить пост безопасности

Место с наличием РВ или ОВ обозначается специальными указательными знаками

5.3.9. Прокладка рукавных линий через препятствия.

Прокладка рукавной линии через водные преграды осуществляется вброд волоком, с использованием плавучих средств (лодка, катер, плот и т. д.) и спасательной веревки.

Прокладку линий через заборы необходимо производить по наклонно приставленным к ним лестницам. Рукава от заломов на заборах и подоконниках необходимо предохранять рукавными седлами или подручным материалом. При прокладке рукавов через шоссейные дороги необходимо накладывать на них рукавные мостики, расстояние между которыми должно быть равным расстоянию между колесами автомобилей. Рукавная линия прокладывается перпендикулярно дороге.

Через железнодорожные и трамвайные пути рукавные линии прокладываются поверх путей с остановкой транспорта и под рельсами, путем устройства подкопов между шпалами. При этом сначала прокладывается рукавная линия поверх рельсов, в которую подается вода. Одновременно с этим несколько пожарных делают подкоп под рельсами, прокладывают под ними рукав для замены рукава, проложенного поверх рельсов.

5.3.10 . Наращивание рукавных линий.

Наращивание рукавной линии производится двумя пожарными (пожарный № 1 работает со стволом, пожарный № 2 - подстволыциком) непосредственно у ствола или на расстоянии одного - двух рукавов от ствола. Например, по команде: "Линию 1-го ствола одним рукавом - нарастить!" пожарный № 2 бежит к пожарному автомобилю, берет скатку рукава, подносит ее к позиции ствола и раскатывает параллельно действующей рукавной линии. После команды "Воду - остановить!" водитель прекращает подачу воды в линию, пожарный № 1 отсоединяет ствол, присоединяет его к принесенному рукаву и продвигается вперед, меняя позицию ствола. Пожарный № 2 присоединяет рукав к действующей линии, расправляет наращенный участок и докладывает; "Готово!". После команды: "Воду -дать!" водитель возобновляет подачу воды.

При наращивании рукавной линии на два и более рукава пожарный № 2 подносит скатки к месту наращивания и раскатывает их. В это время водитель прекращает подачу воды или снижает давление в линии. Пожарный № 2 соединяет принесенные рукава между собой, затем соединяет их с действующей линией, расправляет рукава и докладывает о готовности. Пожарный № 1 меняет позицию ствола. Подается команда водителю о подаче воды.

5.3.11 .Переноска рукавной линии.

При необходимости изменения места работы ствольщика переноска рукавной линии производится по распоряжению начальника или по инициативе ствольщика, без остановки или с остановкой подачи воды.

Для переноски рукавных линий без прекращения подачи воды назначается расчет из трех пожарных на первый рукав и по два пожарных на каждый последующий. Пожарные переносят рукавную линию на указанное расстояние в руках или на плечах. При этом ствол находится в опущенном книзу положении и перекрыт спрыском или краном.

Для переноски рукавной линии с прекращением подачи воды назначается расчет из двух пожарных на первый рукав и по одному пожарному - на каждый последующий.